История виноделия Израиля

История виноделия Израиля

Долгая история виноделия в Израиле укладывается во вполне определенные хронологические рамки, заданные беспокойным течением жизни израильского народа. Процветавшее в древности виноделие в VII веке было полностью забыто на несколько столетий (период мусульманского владычества) и возобновилось только в конце XIX века.

Наиболее точные сведения о виноделии в этом регионе в дохристианскую эпоху историки черпают в Ветхом Завете и Талмуде. Кроме того, достоверным свидетельством древнеизраильской винодельческой традиции служит богатый улов археологических находок, представленный разнообразными прессами, амфорами для брожения вина, кувшинами для его хранения и винными погребами.

Восточное Средиземноморье на рассвете  цивилизации по размаху винодельческой культуры можно назвать Италией  и Францией того времени. За две тысячи лет до того, как виноградная лоза прочно обосновалась в Европе, вино обильной рекой лилось в Ханаане — территории нынешнего Израиля, Ливана и частично Сирии.

Древнейшие виноградные семечки, найденные на территории современной Турции, Сирии и Ливана, датируются еще каменным веком. Не вдаваясь в подробности, отметим, что мнения большинства специалистов-археологов сводятся к следующему: искусство виноделия зародилось где-то между Черным, Каспийским и Галилейским морями.

Из Ветхого Завета известно, что Ной остановил ковчег после Потопа на горах Араратских, и, когда земля высохла от воды, «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем» (Бытие, 9:20—21). Так что Ноя можно считать первым виноделом и первой жертвой дурманящего действия алкоголя. «И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и, выйдя, рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Бытие, 9:22—25). Существует мнение, что до Потопа виноградный сок не бродил и вино не обладало пьянящим эффектом, а потому происшедшее с Ноем — случайность.

Так или иначе, шумеры, вавилоняне, ассирийцы, финикийцы, египтяне и евреи распространили культуру виноделия в Восточном Средиземноморье. Через греков и римлян виноградная лоза попала в Западную Европу и затем, в колониальную эпоху, распространилась на всех континентах. Но это уже совсем другая история…

Земли Ханаана — таково библейское название Палестины — в древности были чрезвычайно плодородны. После Исхода из Египта и долгих скитаний по пустыне Господь сказал Моисею: «Пошли от себя людей, чтобы они высмотрели зелллю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них… Будьте смелы и возьмите от плодов земли. Было же это ко времени созревания винограда.

Они пошли и высмотрели землю от пустыни Син даже до Рехова, близ Емафа. И пошли в южную страну, и дошли до Хеврона… и пришли к долине Есхол, и срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое; взяли также гранатовых яблок и смокв; место сие назвали долиною Есхол, по причине виноградной кисти, которую срезали там сыны Израилевы. И высмотрев землю, возвратились они через сорок дней. И пошли, и пришли к Моисею и Аарону и ко всему обществу сынов Израилевых в пустыню Фаран, в Кадес, и принесли им и всему обществу ответ, и показали им плоды земли» (Числа, 13:3, 21—27). Гонцы, несущие гроздь, стали символом министерства туризма Израиля, а также винодельческой компании Carmel.

Палестина, находившаяся, как писал Л. Н. Гумилев, «в середине «плодородного полумесяца», на перекрестке ближневосточных торговых, военных и миграционных путей», была открыта и вовлечена «во все перипетии хозяйственной и социальной, политической и идеологической жизни древнего Ближнего Востока». При царе Давиде торговля вином стала настолько значительна, что для ее регулирования был назначен специальный чиновник, а каждый, кто высаживал новый виноградник, полностью освобождался от военной службы. Клейма на древних кувшинах свидетельствуют, что из портов Ашкелон и Яффо палестинские вина вывозились в другие страны как предмет торговли. И напротив, начиная с VIII века до н. э. в Палестине появляется керамика из бассейна Эгейского моря, свидетельствующая о ввозе греческого вина и масла.

Пик виноделия в Палестине приходился «на эпоху между двумя Храмами», когда сохранялся относительно устойчивый рост численности населения, развивалась внешняя и внутренняя торговля, все большую силу набирала духовная и религиозная жизнь евреев. В сельском хозяйстве в Палестине той поры преобладало мелкое и среднее семейное производство, о чем свидетельствует ветхозаветный идеал благоденствия: «Каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их» (Книга пророка Михея, 4:4).

Стабильное течение жизни еврейского народа — необходимое условие виноделия — прерывалось разгромом израильского царства в 722 году до н. э. ассирийцами и покорением Иудеи вавилонянами в 586 году до н. э., когда большинство жителей страны были угнаны в плен, длившийся почти полвека. В последующие несколько столетий евреи сохраняли ту или иную степень самоуправления и религиозной свободы, находясь под владычеством Персии, Александра Македонского, Римской и Византийской империй. Переход израильских земель из рук в руки сопровождался рабством, голодом, изгнанием и возвращением евреев на территорию Палестины, запретами и разрешениями иудаизма, потрясениями в хозяйственной и торговой жизни и в виноделии как ее части.

С приходом в Палестину арабско-мусульманского владычества виноделие оказалось полностью под запретом, и практически все виноградники были выкорчеваны. Во времена крестовых походов виноделие ненадолго возобновлялось за счет христианского паломничества. Позднемусульманский период истории палестинской земли характеризовался драматическим упадком во всех сферах деятельности. Свежий ветер подул лишь к концу XVIII века, когда земли стали сдавать в аренду фермерам, а с середины XIX века европейские и американские исследователи заинтересовались

географией, историей и археологией Земли обетованной. С открытием Суэцкого канала в 1869 году Палестина вновь приобрела значение торгового перекрестка, в страну начали прибывать новые поселенцы. Они почти с нуля осваивали заброшенные земли и восстанавливали хозяйство.

С середины XIX века находившееся в забвении несколько столетий израильское виноделие вступило в эру возрождения. Первые практические шаги по восстановлению сельскохозяйственных поселений в Палестине предпринял сэр Мозес Монтефьоре (1784—1885). Сам Мозес Монтефьоре никогда не был непосредственно связан с виноделием, но по случайному или нет совпадению,  его потомок Адам Монтефьоре уже давно работает в винодельческом бизнесе Израиля, в настоящее время — в компании Carmel.

Мозес Монтефьоре представлял «еврейский финансовый мир», надо отметить, довольно тесный.

Женившись, Монтефьоре стал зятем Натана Ротшильда, чей сын Натаниель приобрел Chateau Brane-Mouton в Бордо, переименованный впоследствии в Chateau Mouton-Rothschild и известный всему миру под этим названием. Кроме того, Натан Ротшильд был дядей знаменитого филантропа Эдмонда Ротшильда, о котором речь пойдет впереди.

Итак, сэр Мозес Монтефьоре, путешествуя в 1840 году по Ближнему Востоку, обнаружил, что после крестовых походов и мусульманского владычества в Палестине евреев практически не осталось, все население насчитывало не более 10 тысяч человек, в основном стариков. По возвращении он представил в Лондоне проект организации в Палестине сельскохозяйственных поселений, способных самостоятельно обеспечить свои потребности за счет земледелия, и начал оказывать финансовую поддержку реализации этой идеи. Деятельность Мозес-Монтефьоре находилась вне разногласий среди деятелей еврейского мира, делившихся на сторонников создания государства для евреев и тех, кто выступал с космополитических позиций — за ассимиляцию евреев в странах проживания. В 1846 году Монтефьоре посетил Россию, обратившись к императору с просьбой прекратить преследования евреев. С той же миссией он побывал в Марокко в 1863 году и в Румынии в 1867 году. Столетний юбилей Монтефьоре стал национальным праздником еврейских общин по всему миру.

Первые письменные сведения о винодельне, появившейся в Палестине после ослабления мусульманской власти, относятся к 1848 году. Винодельня была создана раввином Шором, на ней производилось скромное количество вина для религиозных нужд. Следующим значительным шагом на пути развития сельского хозяйства, и в том числе виноградарства, стало открытие в 1870 году первой в Палестине сельскохозяйственной школы — Микве-Израэль в Холоне, которая существует и по сей день. Миква — это бассейн для ритуального омовения, символизирующего очищение и обновление.

Турецкий султан, под властью которого находилась в то время Палестина под влиянием Всемирного израильского альянса (Aliance Israelite Universelle) — международной еврейской организации, созданной в 1860 году в Париже, выделил для Микве-Израэль 500 гектаров сельскохозяйственных земель и распорядился о строительстве школы и проведении там занятий. В результате были построены просторное учебное помещение, синагога и винный погреб. Школа находилась под французским патронатом, руководил ею эльзасец Шарль Нетер. В первый год в школе обучались всего 11 студентов, однако ее создание явилось важной вехой в развитии сельского хозяйства в Палестине.

Тогда же, в 1870 году, в Иерусалиме, в стенах Старого города, семьей Теперберг была создана винодельня EfVat. Она производила сладкие кошерные вина и снабжала ими как еврейские, так и христианские общины Иерусалима Efrat и сегодня остается семейным предприятием, занимая при этом четвертое место по объему производства.

Деньги — это Бог нашего бремени, и Ротшильд — его пророк.

Г. Гейне

Настоящий рывок в области виноделия в Палестине произошел в конце XIX века с появлением в жизни израильских поселений барона Эдмонда де Ротшильда. Эта фамилия стала именем нарицательным — символом финансовой власти и могущества. Клан Ротшильдов, выходцев из еврейского гетто во Франкфурте, при помощи займов воздействовал на монархов Европы, капиталы семьи оказывали влияние на исход решающих событий в жизни европейских государств. «Отец всех Ротшильдов» Майер Амшель родился в 1744 году во Франкфурте. Железные ворота гетто, где жила семья, на ночь запирались, а для того чтобы покинуть его территорию днем, требовался специальный пропуск. Фамилия Ротшильд произошла от герба дома, где жила семья — Rot Schild («красный щит» — нем.). В те времена семьи часто именовали по названию дома, так и приклеилась к Майеру Амшелю фамилия, ставшая впоследствии знаменитой на весь мир.

Начав в 13 лет с торговли редкими монетами и антиквариатом, собранным на местных свалках, позже Майер Амшель занимался продажей кофе, сахара, чая, вина, шерсти и хлопка, снабжал войска одеждой и продовольствием.

Торговля антиквариатом свела Майера Амшеля с сильными мира сего, в том числе со страстным коллекционером принцем Вильгельмом IX. Майер Амшель безвозмездно передал принцу богатую коллекцию древностей и этим обеспечил процветание клана Ротшильдов на много веков вперед. Он стал поставщиком двора Его Величества и личным банкиром Вильгельма IX.

Майер Амшель умер в 1812 году, оставив своим сыновьям — Амшелю, Соломону, Натану, Карлу и Джеймсу — завещание, главным пунктом которого была рекомендация всегда вести дела в содружестве и наставление, что «скромность ведет к богатству». Братья выполнили последнюю волю отца. Разъехавшись по разным странам Европы, они всегда принимали решения сообща и делили прибыль поровну. В уставе Banque Privee Edmond de Rothschild значится, что «каждый банк Ротшильдов хранит верность традициям семейного бизнеса, невзирая на политические катаклизмы, финансовые спады и мировые революции». Символом и семейной эмблемой Ротшильдов стали пять стрел, сжатые в кулаке. Братья Ротшильд открыли банки в пяти крупнейших странах Европы: Германии, Италии, Австрии, Англии и Франции. Титул баронов, пожалованный австрийскими Габсбургами, Ротшильды стали носить с 1822 года.

В XIX веке говорили, что в мире всего шесть великих империй: Великобритания, Россия, Франция, Австро-Венгрия, Пруссия и Ротшильды.

Старший сын Майера — Амшель Ротшильд (1773—1855) — остался во Франкфурте и все силы положил на укрепление семейного банкирского дома. Финансовое могущество франкфуртского дома Ротшильдов позволило добиться для евреев равных прав с остальными жителями города. Амшель давал средства к существованию многим еврейским семьям Франкфурта и слыл самым благочестивым евреем города. Детей у Амшеля Ротшильда не было, и свое состояние и родовое поместье он завещал племяннику, сыну Карла Ротшильда (1788-1855), обосновавшегося в Неаполе.

Карл при поддержке братьев Джеймса и Соломона стал банкиром римских пап, королевства Сицилия и итальянских князей. 10 января 1832 года Папа Георгий XVI наградил Карла Ротшильда орденом Спасителя. Благодаря финансовой помощи, которую Ротшильды оказывали Ватикану, Папа Пий IX в 1846 году освободил евреев от обязанности присутствовать раз в неделю на христианской проповеди. Натан Ротшильд (1777—1836) основал свой банк в Англии. Его прапраправнучка баронесса Филиппина владеет в настоящее время Chateau Mouton-Rothschild в Бордо.

Соломон (1774—1855) переехал в Австрию, участвовал в строительстве первой в стране железной дороги и учреждении Кредитного банка, стал личным банкиром австро-венгерской знати. Однако, будучи австрийским бароном, он не мог стать гражданином Австрии, поскольку был евреем, и даже не имел права приобрести дом. Он оставался гражданином Франкфурта, а жил в одной из лучших гостиниц Вены, где снял все помещения и являлся единственным постояльцем. В музыкальном салоне отеля часто давал

концерты Бетховен. Дочь Соломона вышла замуж за парижского барона Джеймса Ротшильда. Традиция выходить замуж и жениться на родственниках у Ротшильдов сохранялась до самого последнего времени. Около половины браков были родственными, что, вероятно, способствовало сохранению и приумножению семейного состояния.

О привилегированном положении Ротшильдов на мировой политической арене свидетельствует один известный факт. Во время оккупации гитлеровцами Австрии, когда правнук Соломона барон Луис Ротшильд был арестован гестапо, сам Гиммлер посетил барона в тюрьме с требованием выдачи личного состояния. Луиса Ротшильда освободили в 1939 году с конфискацией владений. Он уехал на Ямайку и скончался там в 1955 году. Детей у Луиса не было, и австрийская ветвь династии оборвалась.

Младший из пяти братьев, Джеймс Ротшильд (1792— 1868), сменил имя на Жакоб и обосновался в Париже. В королевской резиденции в Лувре есть комната, которую в путеводителях указывают как «Кабинет Ротшильда» — кабинет Джеймса Ротшильда. В 1868 году, в год своей смерти, он приобрел бордоский Chateau Lafite, который до сих пор полностью принадлежит Ротшильдам.

2 3

 

Запись опубликована в рубрике Израиль с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «История виноделия Израиля»

  1. Уведомление: Израильский рынок вина | 2rin.ru - Турин.ру

  2. анжелика говорит:

    Ммм, какой сладкеньий виноградик, можно слопать пару веточек)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Капча загружается...