Народ и население Израиля

Народ и население Израиля

На первый взгляд маленький Израиль, с выжженной лучами солнца землей, с кварталами городов, построенных наспех, без архитектурных излишеств, где редко встретишь модниц, может показаться тусклым и непривлекательным. Однако стоит лишь на минуту задержать взгляд на деталях, задуматься об условиях, сформировавших Израиль, как эта страна завораживает, проявляются яркие краски, не всегда, правда, радужные. Возникает ощущение, будто рядом что-то невероятно интересное, оно может нравиться или нет, быть близким или абсолютно далеким, но его необходимо познать, понять и, может быть, принять.

Пестрое общество Израиля, насчитывающее более 6,75 миллиона человек, составляют выходцы из нескольких десятков стран мира, которые приехали в разное время и оттого в большей или меньшей степени ассимилировались или, наоборот, сохранили отпечаток культуры тех уголков, откуда они прибыли. Коренных жителей Израиля называют сабрами. Это люди, родившиеся в Израиле и свободные от комплексов иммигрантов. Они с рождения живут в своей стране, разговаривают на своем языке и в первую очередь рассматривают себя как израильтян, а уж затем как евреев.

Израиль — это смесь Запада и Востока. Западной страну сделали выходцы из Европы, так называемые ашкенази. Они прибывали сюда большими волнами, в основном вследствие бедствий, кризисов и гонений в странах проживания. Одни приезжали, одухотворенные идеей сионизма, другие просто в поиске спасения и лучшей доли. Многие ашкенази, имевшие, как правило, высокий статус в прежнем социуме, столкнулись в Израиле с необходимостью сменить род деятельности и заняться тем, что в обществе считается менее престижным, чем прошлая профессия. Однако многие были рады оказаться в Израиле даже при таком положении вещей. Так, например, на столичных улочках появились самые профессиональные музыканты, игравшие на родине в лучших оркестрах.

Ашкенази принадлежит важнейшая роль в формировании культуры страны, созданной во многом благодаря им, ведь большинство политических руководителей принадлежали к их числу. Трудно представить, какое богатое культурное наследие, условно обозначенное как западное, привезли с собой такие непохожие между собой ашкенази: поляки, немцы, австрийцы, чехи, русские, украинцы, французы… К ним также молено добавить иммигрантов из Северной и Южной Америки, Австралии, Новой Зеландии и ЮАР, которые продолжают приезжать на новую родину.

Практически всех остальных переселенцев объединяют в понятие  сефарды, хотя в строгом смысле слова сефарды — это те евреи, которые происходят от испанской еврейской общины. К сефардам условно относят евреев из Марокко, Ирака, Туниса, Алжира, Грузии, Турции, Афганистана, Йемена… По сравнению с ашкенази большинство вновь прибывших сефардов не обладали столь блестящим образованием, а часто и вовсе не имели специальности и оказывались в более трудном положении. Сильное различие между сефардами и ашкенази заставило правительство, в состав которого входили в основном ашкенази, принять специальную программу по выравниванию возможностей и жизненных уровней. Теперь сефарды возрождают и очень оберегают свою культуру, а сефардские деятели участвуют во всех сферах — политике, экономике, искусстве — наравне с ашкенази.

Своеобразно положение эфиопских евреев. Считается, что в Африке они оказались после вавилонского пленения и жили изолированно от остальных евреев. Поэтому они сохранили религиозные довавилонские традиции письменной Торы, не зная о существовании устного учения, появившегося позже. Первые израильские эфиопы чувствовали себя отчужденными, в том числе и потому, что раввинат отказывался признать их еврейское происхождение, и они были вынуждены проходить обряд обращения в иудаизм. Нынешнее поколение ощущает себя гораздо свободнее.

Те, кого объединяют общим именем «арабы», составляют более 17 процентов населения Израиля, а арабский — второй официальный язык. Довольно странно видеть повсюду в стране, находящейся в конфронтации с арабами, дорожные указатели на обоих языках, тем не менее, это так. Не все израильские арабы мусульмане, хотя их, конечно, большинство. Среди них также есть 11 христиане, и менее многочисленные друзы. В отличие от остального населения страны арабы не привлекаются на обязательную службу в армию, чтобы они не оказались вынуждены воевать против братьев по вере. С другой стороны, удивительно и то, что израильским арабам как обладателям израильских паспортов заказан путь в арабские страны. Нельзя сказать, что арабы и евреи живут в Израиле душа в душу, но и те и другие предпринимают усилия.

Друзы — ближневосточная народность, отколовшаяся от основной мусульманской ветви, и их религиозные взгляды скрыты от остальных. Живут они, как правило, в горах: в Галилее, на Голанских высотах и на Кармельской гряде. Друзы известны своей самобытной культурой и ремеслами, главным образом ткачеством и плетением корзин. В обывательском представлении бедуины — народ, кочующий по пустыне и занимающийся скотоводством. Раньше их действительно было очень много в пустыне Негев, но все больше современных бедуинов строят деревни и оседают на одном месте, занимаются земледелием или работают в городах, а главное — ходят в школы. Все эти народы живут бок о бок в небольшой стране, и все менее изолированно, перенимая друг у друга традиции, а  иногда просто приспосабливаясь жить вместе. При этом они все более трепетно относятся к собственным обычаям и культуре. Сегодня все чаще заключаются смешанные браки, и можно только представить, какой яркий коктейль составит их потомство.

Особняком в этом разноликом обществе стоят палестинцы. Раньше палестинцами называли всех, кто жил на земле нынешнего Израиля, Западного берега реки Иордан и Королевства Иордания, — и арабов, и евреев. С 1947 года, после решения Ассамблеи ООН о создании на этой территории двух государств, одного для евреев и другого — для арабов, палестинцами стали называть арабов, проживавших на земле, предназначавшейся для их государства, а также арабов, покинувших свои дома, оказавшихся на территории Государства Израиль. Они живут не только на спорных территориях, большинство все же сконцентрировано на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа. Палестинская проблема, уже унесшая множество жизней с обеих сторон, к сожалению, не имеет простого решения. Эта земля столько раз переходила из рук в руки, что у каждой стороны существуют аргументы в свою пользу. Цену же этих доводов определяют политики.

Народ и население Израиля

2

 

 

Запись опубликована в рубрике Израиль с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий на «Народ и население Израиля»

  1. Уведомление: Религия и культура Израиля | 2rin.ru - Турин.ру

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Капча загружается...