Персидский период в истории Израиля

Персидский период в истории Израиля

Нововавилонское царство пало в 539 году до н. э. — оно было завоевано персидским царем Киром, который год спустя издал указ, разрешавший изгнанникам из Иудеи возвратиться в Иерусалим и восстановить разрушенный Храм на средства царской казны, а также вернуть храмовую утварь, похищенную вавилонянами. На родине репатрианты, большинство из которых составляли священники (коганим) и левиты, вступили в конфликт с соседями, особенно с самаритянами, считавшими себя наследниками колен Израилевых, а значит, и неотъемлемой частью всего народа. Разногласия были вызваны и наличием у вновь прибывших ярко выраженного национального самосознания, взращенного во время пленения, и желания поставить себя, хранителей заветов религии, выше местного населения. Из-за этих конфликтов строительство Храма сильно затянулось и было закончено лишь в 516 году до н. э.

В 332 году до н. э. завоевания Александра Македонского на Среднем Востоке и в Палестине вызвали своего рода культурный переворот. Земля, находившаяся до этого в сфере влияния восточных империй — ассирийской, вавилонской, египетской и персидской, — попала под влияние культуры западной. Надо сказать, что Александру Палестина далась без особых трудов. Единственный город, который решительно сопротивлялся Македонскому, — Газа.

Через некоторое время после смерти Александра Великого Палестина стала областью египетской династии Птолемеев, а позднее — сирийской династии Селевкидов. В документах Птолемеев Палестина значилась как часть территории под общим названием Сирия — Финикия. В подвластных территориях Птолемеи организовывали города по образу греческих полисов и проводили политику, учитывающую интересы местного населения, вследствие чего она имела успех. В течение целого столетия в Палестине наблюдался экономический подъем, благодаря ее значимости в транзитной торговле Птолемеев, а также экспортной торговле природным асфальтом с Мертвого моря, использовавшимся для бальзамирования мумий. Кроме того, в Палестину пришли новые, более эффективные методы земледелия.

Иудея пользовалась автономией и управлялась первосвященником и советом, в котором заседали старейшины родов, представлявшие интересы провинциальных городов Иудеи. Для решения основополагающих вопросов созывали народное собрание — кнессет. Фундаментом иудейской законности являлась Тора. За свою автономию Иудея платила тяжелыми налогами, ложившимися в основном на плечи крестьян. Центр религиозной, общественной и политической жизни, каковым являлся иерусалимский Храм, не имел земельной собственности и обеспечивался за счет народных пожертвований, состоявших из обязательной и добровольной части.

В начале II века до н. э. Селевкиды, чувствуя, что под натиском римлян упускают из рук власть, начали укрепляться в регионе за счет насаждения своего религиозного культа.  В 167 году до н. э. это перешло все допустимые пределы: в Иудее был наложен запрет на исполнение религиозных предписаний, в том числе на обрезание и соблюдение Шаббата. Евреев заставляли есть свинину, а иерусалимский Храм был наречен святилищем Зевса. В результате вспыхнуло восстание под руководством дома Хасмонеев, начатое Маттафией и продолженное его сыновьями — Иудой Маккавеем с братьями. В 164 году до н. э. повстанхцы захватили Иерусалим. В честь этого события празднуется Ханука.

Династия Хасмонеев

В142 году до н. э., после 440-летнего перерыва, Иудея вновь стала самостоятельной и независимой. Первосвященником и главнокомандующим кнессетом был признан представитель династии Хасмонеев. В период правления династии Иудея значительно расширила свои владения и получила выход к морю. В границах единого государства объединилась большая часть еврейского населения той эпохи. Иуда Аристобул был первым из рода Хасмонеев, объявившим себя царем, что противоречило иудейскому мировоззрению, согласно которому царем может быть только представитель дома Давидова, поэтому в первое время Хасмонеи для внешнего мира представлялись царями, а внутри страны оставались первосвященниками. Тем не менее со временем обстановка при царском дворе стала все больше напоминать пышные дворы эллинистических государств. В эпоху Хасмонеев сформировались две основные идеологические группы — фарисеи и саддукеи. Во главе первых стояли выдающиеся знатоки Торы, которые провозгласили авторитет устного толкования Торы и стремились привлечь к ее изучению широкие массы. Саддукеями были представители аристократии и финансовой знати, выступавшие против признания устного учения наравне с письменной Торой. Хотя саддукеи были весьма маючисленны, их влияние простиралось довольно широко.

Огромным достижением Хасмонеев явилось присоединение больших сельскохозяйственных угодий, благодаря чему возросла экономическая мощь государства. Наряду с земледелием развивались рыболовство, ремесла и торговля. Правление этой династии характеризовалось невиданным подъемом страны, которая отныне объединяла территории, выходившие далеко за пределы Иудеи времен Двух царств.

Римское владычество

В 63 году до н. э. завоеванием Иерусалима римлянами, последовавшим за подчинением Сирии, завершилось существование независимого хасмонейского государства Иудея получила определенную автономию, хотя лишилась многих территорий, завоеванных во времена Хасмонеев, а в административном плане была частично подчинена римским наместникам в Сирии. Правителем в статусе этнарха (светского правителя) и первосвященника был назначен представитель рода Хасмонеев Гиркан II, лишенный царского титула. Его советником был Антипатр (отец знаменитого царя Ирода), под влиянием которого Гиркан очень лояльно относился к римским властям. Однако многих иудеев такое положение дел не прельщало, и они то и дело поднимали восстания с целью вернуть независимость Иудеи. Одна из таких попыток обернулась захватом власти Иродом в 37 году до н. э. при помощи римских правителей Антония и Октавиана.

Ирод стремился навсегда порвать с хасмонейским прошлым. По его приказу были уничтожены члены этой семьи. Ирод был верен Риму, и именно Римом определялась его внешняя политика, в то время как его власть внутри страны была беспредельна. При Ироде в состав Иудеи снова вошли территории, принадлежавшие хасмонейскому государству. В сознании еврейского народа Ирод остался тираном. Подтверждений этому много, ведь по его милости были казнены один из его сыновей, внучка Гиркана, на которой Ирод женился для примирения с еврейским народом, и теща. Полицейское государство требовало содержания сильной армии, к тому же царь был расточителен и не жалел средств для показного величия. Он развернул крупномасштабное строительство, возведя новые города, в том числе Кесарию, или Цезарею, и превратив Иерусалим в самую пышную столицу на Ближнем Востоке.

Такие затраты ложились тяжким налоговым бременем на население. Для того чтобы прочно держать власть в своих руках, на высшие должностные посты Ирод назначал, как правило, своих родственников. Первосвященничество при Ироде значительно потеряло свой авторитет. Ирод также способствовал возвышению евреев диаспоры из эллинистических городов.

После смерти Ирода в 4 году до н. э. государство было поделено между его сыновьями. На основании даты смерти Ирода и других косвенных признаков некоторые ученые сегодня полагают, что Иисус Христос родился в 4 году до н. э.

Сыновья Ирода в скором времени были отстранены от власти, и Иудея перешла под непосредственное управление римских наместников — префектов, или прокураторов. Наравне с другими римскими провинциями Иудея была обложена данью на основе переписи населения и имущества. Главным местным органом самоуправления стал синедрион — верховный суд в Иерусалиме, принимавший решения, в основном касающиеся религии. В заседаниях синедриона участвовали представители священнического сословия и фарисеев, возглавляемые раббаном. Судебные же вопросы, в частности рассмотрение уголовных дел, находились под прямым контролем римлян.

Безусловным культурным центром Иудеи тех времен был Иерусалим. Трижды в год, на Песах, Шавуот и Суккот, все население страны совершало паломничество в этот славный город. Другие центры, скорее экономические, находились в Перее, Заиорданье и в Галилее.

В первое время евреи, довольные тем, что закончилось правление Ирода, мирились со статусом римской провинции, но вскоре начали возникать революционно настроенные группы, убежденные в том, что иудеи не должны подчиняться никакому земному царю, только Богу. Обстановка накалилась во время правления прокуратора Понтия Пилата, который в отличие от своих предшественников гораздо менее охотно шел навстречу интересам евреев.

В период правления в Риме Гая Калигулы царем Иудеи был назначен его друг Агриппа I, внук Ирода, тем самым на три года прекратилось прямое римское управление, вновь вступившее в силу после смерти царя.

Сильное расслоение общества и обнищание целых районов стали предвестниками восстания. В стране начались беспорядки. В среде фарисеев стали формироваться партии крайне радикальных взглядов — зелоты, стремившиеся к освобождению от римского владычества, а также выступающие против верхушки иудейской знати, потакавшей римлянам.

Восстание началось в Кесарии, где был уничтожен римский гарнизон, что придало энтузиазма жителям других городов. В 66 году руководство страной перешло в руки временного правительства, однако в 70 году после пятимесячной осады Иерусалима римляне вернули город и сожгли Храм. Последнюю оборону повстанцы держали в крепости Масада до 73 года. Они признаются национальными героями, поскольку, потеряв всякую надежду, предпочли самоубийство римскому плену.

Восстанием закончилась эпоха Второго Храма. В культурно-религиозном отношении она имел огромное значение благодаря становлению монотеистической иудейской религии и ее распространению в империях, под властью которых пребывала Палестина. Во многом это произошло в силу расширения еврейской диаспоры и активизировавшегося проповеднического движения. Иудаизм начали исповедовать римляне, греки, сирийцы. Еврейские общины появились в Египте, Сирии, Малой Азии, на северном побережье Черного моря, на греческих островах, в Италии, Западной Африке, Испании. Эмигрировавшие евреи занимались преимущественно земледелием, но среди них были также ремесленники, пастухи и торговцы. Евреи составляли части местных войск, а иногда занимали важные должностные посты.

В эпоху Второго Храма наравне с письменной Торой, переведенной в то время на греческий язык, развилось устное учение, составленное из различных толкований и комментариев к Пятикнижию, данных мудрецами. Наряду с этим окончательно оформилось богослужение в синагогах, ставших местом молитвы, изучения Торы и центром общественной жизни. Мессианский подъем на рубеже эры привел к появлению новой веры, отколовшейся от иудаизма и постепенно распространившейся на территории Римской империи, — христианства.

1 2 3 4

 

Запись опубликована в рубрике Израиль с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий на «Персидский период в истории Израиля»

  1. Уведомление: Государство Израиль. Древняя история | 2rin.ru - Турин.ру

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Капча загружается...