Установление арабского господства

Установление арабского господства

Эпоха от разрушения Второго Храма до установления арабского господства.

Восстание сильно подорвало экономическую жизнь страны, однако достаточно скоро хозяйство было восстановлено, несмотря на то, что земли большинства мелких собственников были конфискованы, и они оказались вынуждены обрабатывать их как издольщики. В качестве наказания за мятежный дух евреи Палестины были обложены еще большим налогом, чем раньше и чем в других римских провинциях.

Одновременно с восстановлением хозяйства возрождался и дух евреев. Фарисей раббан Иоханан бен Заккая, поселившийся в Ямнии, возродил синедрион и его авторитет, утерянный вместе с падением Храма. Со временем синедрион был признан Римом и стал высшим органом самоуправления, законодательным учреждением и духовной академией. Продолжилась систематизация устного учения, выработка принципов иудейской веры, которые теперь регулярно пропагандировались на территории Палестины и в диаспоре. Законоучительство приобрело невероятный размах. Именно тогда было установлено превосходство ценности человеческой жизни над соблюдением заповедей Торы, за исключением трех положений: кровосмешения, кровопролития и идолопоклонства.

В 132 году под руководством Шимона Бар-Ко-сбы, или, как его называли, Бар-Кохбы («Сын звезды»), в Палестине вспыхнуло восстание, спровоцированное мерами римского императора Адриана, который зашел так далеко, что своим указом запретил обрезание. Это восстание отличалось особой сплоченностью евреев, ведомых общепризнанным национальным героем. В течение короткого времени Бар-Кохба руководил страной. На борьбу с ним в Палестину были стянуты многочисленные войска, и после череды жестоких сражений в 135 году победа вновь оказалась за римлянами.

Последовали еще более жесткие гонения. Были убиты некоторые мудрецы, многие евреи попали в рабство, был запрещен созыв синедриона. Иерусалим вновь отстроили, но как языческий город, и евреям разрешалось бывать там единожды в год, в день 9 Ава, для того чтобы оплакивать разрушенный оплот веры. Положение стало настолько тяжелым, что в среде еще недавно столь сплоченного и глубоко верующего народа зародились сомнения в основах нaциoнaльнoй культуры. Отдельные евреи даже присоединились к римлянам и стали преследовать своих единоверцев.

Этот трудный период прекратился со смертью Адриана в 138 году и со вступлением на престол императора Антония Пия. Практически сразу был отменен запрет обрезания. В страну начали прибывать иммигранты. Новый духовный центр возник в Галилее, в городе Уша, где вновь стал собираться синедрион, впоследствии избравший местом своей резиденции галилейский город Тверию. С приходом к власти в Риме в 193 году династии Северов, которые вполне благожелательно относились к иудеям, в фазу подъема вступила как экономическая, так и духовная жизнь евреев. Под руководством рабби Иегуды га-Наси было осуществлено окончательное оформление кодекса Мишны, который содержал постановления прошлых и современных законоучителей касательно всех сторон жизни еврея. Впоследствии Мишна стала основой для составления Талмуда.

Династия Северов прекратила свое правление в 235 году, за этим последовала частая смена римских императоров, и как сама империя, так и ее провинции пришли в упадок. В особенно тяже лом положении оказались сельские жители. В Палестине земледелие являлось основой хозяйства, и поэтому значительная часть населения, не будучи в состоянии выносить нужду, покинула страну.

В третьем столетии, вследствие разногласий между патриархом и законоучителями, произошло также отделение патриархата от синедриона. Патриарх перестал быть главой синедриона, но при этом сохранил полномочия представителя народа и главы политического руководства. Синедрион занимался просвещением, установлением правовых норм, судопроизводством и руководством духовной жизнью евреев.

С приходом на римский престол Диоклетиана в империи восстановился порядок. Довольно быстро, несмотря на противодействие императора, пришло господство христианства. Римляне рассматривали Палестину как колыбель своей, христианской, религии и, следовательно, как свою собственность. На территории страны стали воздвигать христианские церкви, начались преследования евреев за веру, им было вновь запрещено жить в Иерусалиме. Кроме того, римляне всячески препятствовали связи Палестины с диаспорой, и синедрион был уже не в состоянии руководить жизнью евреев за пределами Палестины. Именно в это время появился постоянный календарь иудейских праздников.

В период короткого правления императора Юлиана Отступника (361—363 годы) гонения временно прекратились, но возобновились с новой силой в конце века. Патриархат был упразднен. Стали частыми погромы, во время которых сжигали синагоги. Частично они были вновь отстроены в конце V — начале VI века, в относительно спокойный период в жизни палестинских евреев. Однако в целом вплоть до завоевания Палестины арабами евреи вынуждены были бороться с религией, родившейся из самого иудаизма.

К концу IV века был оформлен иерусалимский Талмуд, включавший комментарии и дополнения к Мишне, но ввиду духовной изоляции Палестины в диаспоре получил распространение Талмуд, собранный в начале V века в Вавилонии, крупном еврейском духовном центре того времени.

Уже после распада Римской империи, в 614 году, Палестина была завоевана персами, которые передали Иерусалим евреям, но в 628 году византийский император вновь захватил страну и жестоко расправился с евреями, которые содействовали персам. Очень скоро, в 640 году, Палестина была окончательно отвоевана у римлян и на несколько столетий попала под арабское господство.

Арабское владычество

Возникшая мусульманская империя подчинила своей вере большую часть жителей подвластных территорий. Очевидное исключение составляли евреи. Отношение арабских завоевателей к иудеям в значительной мере определялось взглядами пророка Магомета. На заре своей деятельности он был крайне расположен к евреям, считая, что из их веры он черпает свои знания о Боге, однако резко изменил свое отношение после того, как евреи отказались его принять. При этом мусульмане к иудеям и христианам, то есть к приверженцам монотеистических религий, были гораздо более лояльны, чем к язычникам. Последним предлагаюсь лишь два варианта — принять ислам или умереть. Существование евреев и христиан определялось так называемым Пактом Омара, халифа, отвоевавшего Палестину у византийцев.

Основные условия Пакта Омара таковы:

• Зимми, евреи и христиане, никогда не будут подвергать Коран насмешкам и критике и не будут искажать его текст.

• Они не будут говорить о Пророке лживые или презрительные слова.

• Они не будут говорить об исламской религии непочтительно и насмешливо.

• Они не притронутся к мусульманской женщине и не будут пытаться жениться на ней.

• Они никогда не будут пытаться отвратить мусульманина от его веры, а также не будут посягать на его жизнь или имущество.

• Они никогда не будут оказывать помощь врагу или укрывать шпионов.

Нарушение хотя бы одного из условий отменяет договор и лишает зимми защиты мусульман.

Желательные условия (их нарушение карается штрафами и другими наказаниями, но не отменяет договора о защите):

• Зимми должны носить гийар, отличительный знак, желтого цвета для евреев и голубого цвета для христиан.

• Они не будут строить более высокие дома, чем дома мусульман.

• Они не будут звонить в колокола и громко читать свои книги или свои рассказы об Эзре и мессии Иисусе.

• Они не будут публично пить вино и показывать свои кресты и своих свиней.

• Они будут хоронить своих мертвецов в тишине, так, чтобы не было слышно их плача и траурных возгласов.

• Они совсем не будут пользоваться лошадьми, как благородных кровей, так и обычными, в то же время они имеют право ездить на мулах и ослах.

В 691 году в Иерусалиме, на скале, где, по преданию, сохранились отпечатки ног Магомета, завершилось строительство мечети Омара, с тех пор город стал священным и для мусульман.

В начале своего правления арабы всячески содействовали еврейскому земледелию, обеспечивавшему существенные поступления в казну молодой империи. При династии Омейядов весьма поощрялось арабское заселение Палестины, что ставило евреев в тяжелое положение, и многие предпочли бежать.

Позже, во время династии Аббасидов, явно обозначилось преследование евреев и христиан. Некоторые христиане вставали на сторону мусульман, что облегчало их собственную участь, а также давало право на преследование евреев. Конечно, и среди евреев находились те, кто отказывался от своей веры. Этот период характеризовался сокращением численности еврейской общины на Святой земле. Самоуправление общины осуществлялось из духовного центра, который переместился из Иерусалима сначала в Рамлу, а затем в Тир. Во главе общины Палестины стоял гаон, он представлял народ перед властями халифата.

Во времена правления династии Фатимидов положение евреев заметно улучшилось. Случалось даже, что евреи занимали важные государственные посты. Наметился приток еврейского населения. С другой стороны, в силу того что сельское хозяйство страны переживало кризис, а евреи облагались значительными налогами, многие покидали свои дома. Эмиграция усилилась после указов халифа Аль-Хакима, один из которых предписывал насильственное обращение в ислам.

Около 1078 года Иерусалим попал в руки турок-сельджуков. Рост их могущества, а также ряд религиозных и экономических причин явились стимулом для крестовых походов в Палестину.

Крестоносцы

В 1095 году на соборе духовенства во французском городе Клермон Папа Римский Урбан II провозгласил первый крестовый поход с целью вырвать из рук мусульман святую для христиан землю — Палестину. В 1099 году крестоносцы отвоевали Иерусалим и образовали Иерусалимское княжество, превратив его позднее в королевство. Завоевание города было жестоким, нехристианские жители оказались вырезаны, сожжены или проданы в рабство. Позже крестоносцы подчинили себе и другие города Палестины. Восточная цивилизация того времени находилась на более высоком уровне, чем западная, поэтому для Палестины завоевание крестоносцами стало шагом назад.

В 1187 году находившийся почти сто лет в руках крестоносцев Иерусалим был завоеван султаном Саладином. Против него европейцы организовали свой Третий крестовый поход, в котором принимали участие Фридрих I Барбаросса, Филипп II Август и Ричард I Львиное Сердце. Поход закончился мирным договором, по которому Иерусалим оставался во власти мусульман.

Присутствие крестоносцев в Палестине в большей или меньшей степени продолжалось до 1291 года. В это время на Святую землю из Европы вернулись многие видные раввины, в том числе вследствие королевского указа 1290 года, по которому евреи впервые на государственном уровне были изгнаны из Англии.

В завершение этого периода Палестина не избежала вторжения монголов, сметавших все на своем пути и подкосивших и без того пострадавшее от постоянных конфликтов хозяйство.

Мамелюки

Мамелюки — бывшие военные рабы, которые захватили власть в Египте, подчинили себе Палестину после крестоносцев и правили ею до 1517 года. За это время хозяйство полностью пришло в упадок. Христиане и евреи, находившиеся в меньшинстве, облагались непомерным налогом и периодически становились жертвами исламского фанатизма. Торговые пути переместились на другие территории, особенно после открытия Америки. Экспедиция Колумба была снаряжена месяц спустя после знаменитого указа испанских королей об изгнании евреев, после которого огромная и процветающая еврейская община была вынуждена покинуть страну.

Конец правления мамелюков был ознаменован многочисленными политическими катаклизмами.

1 2 3 4

 

Запись опубликована в рубрике Израиль с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий на «Установление арабского господства»

  1. Den76 говорит:

    Да уж, тяжел был путь сынов Израиля к своей свободе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Капча загружается...