Частная жизнь в Китае

Частная жизнь в Китае

У нас часто складывается впечатление, что китайская жизнь заключается, прежде всего, в отказе от индивидуального, в безликости перед напором коллективных ценностей. И на самом деле, в рамках китайской ментальности существование группы, проистекающей из природной структуры человека и мира, дает санкцию на индивидуальное существование, производит и формирует его. Говоря словами Леона Вандермеерша, «в соответствии с конфуцианским представлением об общинной жизни сама природа вещей делает общество краеугольным камнем. Его модель предписана природой, и самый порядок истории требует лишь реализации этой модели в соответствии с естественными законами — стало быть, в более или менее справедливом виде».

Это означает, что каждый, прежде чем быть определенным через свои индивидуальные особенности (характер, вкусы, предпочтения, наклонности), оказывается помещенным в сеть, включающую в себя, прежде всего, семейную структуру, которая, в свою очередь, частично перекрывается клановой, с соседской структурой, общей географической связанностью, совпадениями на уровне школы, на уровне социальных положений, которые все вместе образуют достаточно отчетливую форму в рамках единой общности, основной тип функционирования которой характеризуется существованием пяти фундаментальных отношений:

• отец — сын;

• князь — подчиненный;

• муж — жена;

• старший — младший;

• друг — друг.

Эти рамки задаются приходом в мир, системой образования и личным продвижением по жизни каждого. Как мы видели, здесь совершенно не оставлено места самому сущностно значимому для нас понятию индивидуальной свободы, для которого к тому же в классическом китайском языке не обнаруживается никакого возможного выражения. Зато этот мир обеспечивает, в принципе, каждому члену общества доступ в организованный, радушный, знакомый мир, в который ему совершенно естественным образом удается вписаться. Гармония, равновесие всего общества предназначены служить аналогом космической гармонии и равновесия, и задача каждого человека — своими средствами, своими способностями, своими наклонностями делать эффективной эту аналогию.

Гуманизм китайского общества, таким образом, развернут, прежде всего, в сторону группы — условия и регулятора личностного расцвета. Тот факт, что самая высокая конфуцианская добродетель (жэнь — переводится как «верховная добродетель», «добродетель человечности») символизируется иероглифом, включающим в себя ключ, обозначающий человека, и цифру 2, демонстрирует, что человеку, в глазах конфуцианства представляющему собой фундамент китайского образования, назначено, прежде всего, жить рядом с себе подобным.

Китайские имена

Система китайских личных имен руководствуется одновременно значимостью семейной структуры и тем почтением, которым окружены письменные знаки, наделенные, как известно, большой эмблематической ценностью. Каждый китаец получает на протяжении своей жизни несколько имен, и каждое из них соответствует его определенной функции:

Семейное имя (син)

Каждый носит с рождения семейное имя, являющееся именем его отца, обычно оно состоит из одного иероглифа, иногда из двух. Этот иероглиф всегда ставится на первое место (Хань — это семейное имя Хань Юя, Сыма — это семейное имя Сыма Цяня, Тао — семейное имя Тао Юаньмина). В китайском существует лишь достаточно малое число патронимических имен — некоторые из них очень распространены (Ван, Лю…). Если представители разных семейств носят одинаковые семейные имена, т.е. одинаковые патронимы, то это обычно означает, что между ними существует родственная связь, которая служит препятствием к заключению брака. Жена сохраняет свой патроним и никогда не берет патроним своего мужа. Напротив, те, кто оказывается обращен в рабство, берут себе семейное имя своего хозяина.

Частное персональное имя (мин) и другие персональные имена

Мин (молочное имя — Жумин, малое имя — Сяо- мин, уничижительное имя — Цзяньмин, учебное имя — Сюэмин).

В возрасте трех месяцев ребенок получает от своего отца персональное имя — мин, и отныне он официально становится членом семьи. Это частное персональное имя хранится на протяжении всей жизни. В бедных или малообразованных семьях оно остается единственным индивидуальным именем. В образованных семьях оно строго хранится в семейном или официальном кругу — следовательно, оно очень редко произносится и никогда не становится обиходным. Это имя предоставляется выбору семьи, часто оно заключает в себе два иероглифа — первый достается всем членам семьи, относящимся к одному поколению, второй же является индивидуальным. Зачастую бывает так, что новорожденный также получает, но только на период своих детских лет, молочное имя (Жумин) или малое имя (Сяо- мин). Бывает и так, скорее, в народной среде, что ребенка награждают уничижительным прозвищем, призванным усыпить внимание недоброжелательных духов.

Если ребенок чему-то обучается, он получает от своего учителя с согласия своего отца учебное имя (Сюэмин), которое находится в определенной связи со способностями, обнаруженными у ребенка, или с жизненным поприщем, которое ему суждено. Это имя чаще всего дается мальчикам, но иногда также и девочкам.

Социальное имя, или публичное персональное имя (Цзы)

Когда подросток достигает возраста, достаточного для вступления в брак (пятнадцать лет — для девочек, двадцать лет — для юношей), он получает в образованных семьях новое персональное имя (Цзы) которое он должен будет сохранять.

Прозвища, именования и псевдонимы (Хао)

В ряде случаев может быть так, что помимо различных видов имен, которые мы уже упомянули, взрослый человек получает или выбирает себе еще имена или, скорее, прозвища, которые могут меняться на протяжении его жизни. Ученые люди часто имеют несколько приемных имен, каждое из которых соответствует одному из периодов их интеллектуальной и литературной жизни. Так, СуШи (1037— 1101 гг.) больше известен под прозвищем Су Дунпо, а Ван Шоужэнь (1472—1529 гг.) — под прозвищем Ван Янмин.

Религиозное имя (Фамин)

Буддисты, вступающие в различные монашеские ордена, получают при этом «имя закона» (Фамин), которыми их отныне будут называть.

Образование в Китае

Потребовалось немало веков, чтобы проложили себе дорогу идеи Конфуция (551—479 гг. до н.э.) о необходимости распространения образования. Цель, преследовавшаяся мудрецом, заключалась в обеспечении государства компетентными служителями, основным достоинством которых не будет являться их родство с влиятельными лицами. В эпоху Хань (206 г. до н.э. — 220 гг. н.э.) были введены экзамены с целью позволить обеспечить проверку уровня знаний и способностей тех, кто стремился добиться занятия высоких чиновничьих постов. Династия Тан (618— 907 гг.) расширила масштаб и сферу применения экзаменов; образование тогда предоставлялось или государством, или же частными школами. Все же только с наступлением XI в. государственное образование перестало быть ориентированным только на детей аристократов и чиновников. Тогда стали на систематической основе открываться общественные школы в рамках уездов и округов, целью которых было подготовить учеников к обучению в высших школах столицы, обеспечивавшему доступ к экзаменам на получение «докторской» степени.

В эпоху Тан существовали многочисленные частные школы, которые обычно содержали бывшие экзаменовавшиеся; школы финансировались одной или несколькими семьями, порой же они существовали за счет взносов родителей учеников. К этому, естественно, прибавлялись наставники, использовавшиеся в семьях для совершенствования образования детей.

Школьные дворы располагались во внутренней части учебного комплекса — там каждый ученик, сидя на земле перед низким столом, мог разложить перед собой бумагу, кисть, тушь и брусок сухой туши. Учитель являлся объектом исключительно почтительного отношения со стороны учеников, которые теоретически строго наказывались за каждый недочет в этом отношении. Они могли быть высечены розгой или даже, что являлось верхом унижения, могли быть отправлены назад к себе. Социальное происхождение большей части учеников, относившихся к явно более зажиточной среде, чем их учителя, все же умеряло строгость последних. Зато дисциплина в официальных школах, где велась подготовка к экзаменам, была исключительно суровой. Учителя, которые преподавали здесь, обладали большим престижем, порой это были люди, которые прежде занимали высокие посты на государственной службе.

Каковы бы ни были выбранные место и метод обучения, основная цель его — внушить скромность и вежливость, необходимые для гармоничной жизни в обществе. Далее предполагалось сформировать из мальчиков достойные деятельные фигуры, способные стать учеными-чиновниками. Для этой цели после создания первичной базы, заложенной родителями в ребенке до семилетнего возраста, обращаются к учителям, которые обучают древним текстам, искусству комментирования, истории и принципам письма. Если только мальчики допускаются к сдаче экзаменов, то бывает и так, что и девочки получают совершенное ученое образование, и можно указать на присутствие в эпохи, следующие за периодом правления Хань, значительного числа женских имен в истории китайской литературы.

Место классиков в системе обучения и образования очень значительно. Их фигуры представляют собой преимущественные референции, саму основу всякого знания, это одновременно кладези понятий, идей и выражений, носители особого человеческого опыта и род собеседников, чьи советы и указания должны позволить, по словам Конфуция, давать на древние вопросы обновленные ответы.

Порядки в школе строги, но ритуальной системе обучают таким образом, что акцент в гораздо большей степени делается на внедрении ритуала, чем на внешнем принуждении, которое часто предстает перед нашими глазами. Так, объясненный, нашедший себе внутреннее подтверждение и введенный в практику, этот род социальной дисциплины, который обеспечивает превосходство старших, послушание остальных и осознание необходимости порядка, установленного по взаимному согласию, создает атмосферу всеобщей учтивости, которая производила сильное впечатление на первых западных путешественников в Китае. Прописанное в Кодексе Тан запрещение иметь и носить при себе оружие вносит свою лепту в эту заботу о социальном мире, который является основой китайского образования.

 

 

Запись опубликована в рубрике Китай с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Капча загружается...