История Китая

История Китая

Доисторический период Китая имеет несколько иной характер, чем его зачастую представляют. Синантроп, или «человек пекинский», жил на территории Северного Китая полмиллиона лет назад. Он охотился, занимался собирательством, готовил еду на огне. Значительно позже, в период неолита, в бассейне Желтой реки (Хуанхэ), по-видимому, имело место последовательное становление двух культур в среде общин, занимавшихся сельским хозяйством. Первая, культура «Яншао», или культура красных гончарных изделий, вероятно, сформировалась на месте нынешней провинции Шэньси, она простиралась до территории нынешней Ганьсу на западе и Шаньдун на востоке. Вторая — культура «Луншань», или культура черных гончарных изделий — была сконцентрирована преимущественно в нынешней провинции Шаньдун. Она простиралась до территории современных провинций Хэбэй (к северу), Хэнань (к западу) и Цзянсу (к югу). «Луншань» оставила немало свидетельств быта, ремесла и социальной организации более высокого уровня, чем культура «Яншао». Вероятно, на протяжении III тысячелетия до н.э. (период, к которому относят появление традиционного китайского календаря) начинают обнаруживаться определенные черты цивилизации, особенно в таких областях, как религиозный культ, система прорицаний и социальная организация, образующие специфику китайского мира.

Но лишь с наступлением бронзового века, наиболее красивые и утонченные образцы которого следует датировать второй половиной II тысячелетия до н.э., начинают утверждаться характерные черты, которые лягут в основу ряда аспектов китайской ментальности, сохранявшейся на протяжении многих веков вплоть до наших дней. Почти не вызывает сомнения предположение, что еще начиная с отдаленных эпох китайский мир постоянно подвергался влияниям Сибири, Центральной Азии, Северной Индии, Юго-Восточной Азии и, возможно, даже Месопотамии. Этому способствовало особое географическое положение региона, расположенного в среднем течении Желтой реки (Хуанхэ): в этой области пересекались многочисленные пути сообщений.

С этого древнейшего периода начинает происходить постепенная китаизация соседних народов. Без сомнения, среди многочисленных факторов, превративших китайский мир в крупный центр цивилизации на Дальнем Востоке, можно выделить определенное число аспектов, сделавших этот мир особенно притягательным. Среди них не последняя роль отведена человеку. Из почитателя божеств, символизирующих стихии, (Небо, Земля, Воздух, Вода и т.д.), человек, в понимании древних китайцев, постепенно возвысился до положения члена величественного союза: Небо—Земля—Человек. Он должен был представлять собой уравновешивающую, раскрывающую, сопутствующую силу. Заключая в себе законы, управляющие всеми вещами, человек должен был участвовать в достижении гармонии на Земле.

То, что человек смог стать полноправным участником в тройственном союзе, обеспечивающим порядок вещей, стало возможным в результате изменения статуса Неба. Этот медленный процесс модификации наглядно прослеживается в семантической трансформации понятия Неба. Из верховного божества Небо постепенно стало превращаться в природную сущность, лишенную чувств или воли, присущих людям. Оно стало считаться неким регулирующим принципом, который, впрочем, эффективен был лишь постольку, поскольку Небо — укрывало, Земля — носила, Человек же — способствовал их взаимодействию. Поэтому речь уже идет не столько о поклонении, сколько о проявлении уважения. Восставать против Неба или Земли, по понятиям древних китайцев, было не столько кощунством, сколько потерей сил, утверждением бессилия, бессмысленным занятием.

Подобная эволюция взглядов привела к особому видению моральных ценностей. Нравственный закон теперь не заключался в том, чтобы следовать божественным повелениям, ниспосланным в ответ на молитвенные обращения, — речь шла о том, чтобы понять и начать применять закон, согласующийся с жизнью мира. Нарушение закона, конечно, наказывалось, но наказание постигало человека, прежде всего, ввиду неэффективности его поступка. По понятиям древних китайцев, в моральном плане хорошо было то, что согласовывалось с законом мира.

Подобное установление связи между Небом, Землей и Человеком, такой подход к определению морали наполнены исключительно сильным чувством гармонии мира. Человек, живущий в окружении растений, животных, гор, морей и рек, соучаствует в жизни мира, становится неотъемлемой частью его. Сильное стремление установить связи, отношения, соответствия между всеми вещами придает каждому элементу мира динамику и ставит человека в должное положение по отношению к другим мировым частицам. Именно идея поиска этого должного места и лежит в основе морали.

Таким образом, тип поведения, жизненные установки человека стали рассматривать в рамках определенной совокупности, частью которой человек является. Сила, с которой насаждалась и распространялась такая идея, действовала и вовне — по ходу влияния китайской цивилизацией на культуры народов, вступавших с ней контакт. Надо сказать, что китайцы влияли не только на народы, чьи области проживания граничили с китайским государством, но также и на своих завоевателей, и даже те страны — (Япония) которые им никогда не удавалось колонизировать.

Древнейшие государственные образования в Китае – Ся и Шан-Инь

Китайцы имели обыкновение приписывать своим героям-цивилизаторам — таким, как Юй Великий или Хуаи-ди (Желтый император), — технические или культурные нововведения, отмечавшие переход от неолита к бронзовому веку. Об этих легендарных правителях древности известно, что они царствовали в III тысячелетии до н.э. Даты их правления, на которые указывает предание, действительно соответствуют времени внедрения изменений в политике и экономике, способствовавших коренной трансформации жизни общества. Существование первой древнекитайской династии Ся, которой традиционная хронология отводит период с 2207 до 1766 г. до н.э., также в большей степени относится к содержанию мифов и легенд. Эпоха правления этой династии примерно совпадает с периодом эволюции первобытного общества, происходившей в тех областях страны. Можно предположить, что некое племя (или клан) действительно носило название Ся и что оно постепенно заняло ту местность, которая должна была стать колыбелью китайской цивилизации.

Относительно следующей династии мы располагаем большим числом исторических сведений, так как правление династии совпадало по времени с появлением письменности, она утвердилась на значительно более обширной территории и оставила нам значительно большее число образцов ремесленного и строительного искусства. Ее название — Шапу или Инь, оно было дано ей уже впоследствии, применительно ко второй части ее истории. Чтобы избежать путаницы в названиях, будем именовать ее Шап-Ииь. Она была основана Чэи Таном (Победоносным), чье правление, по преданию, началось в 1765 г. до н.э. Существующий в традиционном представлении перечень правителей этой династии подтверждается эпиграфическими находками (надписями на гадательных костях). Это действительно первая историческая династия. Именно она в период между XVIII и XI в. до н.э. сформировала некоторые базовые особенности, которые в дальнейшем будут проявляться на протяжении всей китайской истории. В этот период мы

обнаруживаем расцвет техники обработки бронзы, сопровождаемый появлением большого числа различных изобретений, таких, например, как конная упряжь или письменность. Тогда же происходит формирование особой социальной организации, базирующейся на двух основных принципах. Во-первых, появляется империя патерналистского типа, создающая модель общества, аналогичную модели семьи. Во-вторых, обнаруживается разделение между городской аристократией и простолюдинами, занятыми земледелием.

«Семейная» структура империи дополняется еще одной особенностью — отсутствием духовенства в собственном смысле слова: практикующие культ прибегают к помощи условных распорядителей вовремя проведения определенных обрядов, в частности, в такой важной для китайцев области культа, как прорицание. Сам император на уровне главы государства, как и отец на уровне главы семьи, обращается к духам. Он проводит обряды культа, связанного с духами предков. Культовые обряды осуществлялись в двух разных местах императорского дворца. Обряды, обращенные к Небу и предкам императорского рода (эти духовные сущности считались доброжелательными к людям), проводились в восточной части центрального, обряды, посвященные Земле и земным божествам (эти сущности внушали страх) — в западной части.

Император жил в городе с четырехугольной планировкой, ориентированной по сторонам света, — такая структура городов в Китае почти не изменилась вплоть до начала XX в. В эпоху Шан-Инь города-дворцы были, по-видимому, еще скромными по размерам, поскольку последняя столица этой династии имела восемьсот метров в окружности. Были обнаружены следы значительного числа городов, построенных по одной модели. Четверо ворот играют здесь важную символическую роль: они являются местом проникновения духов приносящих счастье или зло — равно как и людей или продовольствия. Центр дворца уподоблен центру мира. Пятая часть света, центр, является привилегированным местом, где император, именуемый также Великим Мужем, объявляет о наложении на себя обязанностей правителя всего общества. Дворец ориентирован по линии север—юг, он растягивается на три последовательно расположенных двора. Во время проведения церемоний император, как отец семьи, должен был в соответствии с ритуалом обратиться лицом на юг. К северу от дворца (императорского или княжеского) находился базар, к югу же от него проживали, с одной стороны, ремесленники, а с другой — попечители различных дворцовых служб.

Окружение императора состояло из двух групп, — из членов его семьи и из должностных лиц, занятых в различных областях, связанных с обеспечением функционирования императорской власти. Это были писари, прорицатели, управляющие охотничьими делами, сельским хозяйством, ритуальной и музыкальной частью, а также заведующие делами дворца и знатоки военного дела. Вполне возможно, что в механизме наследственной передачи этих занятий, каждое из которых связано с определенным типом знания, следует искать источник различных школ мысли, расцвет которых ознаменовал конец древнего периода (VI—III вв. до н.э.). К периоду заката династии вся администрация была уже четко сформирована и присутствовала на своих местах. Мы получили детальное представление о существовавшей властной номенклатуре как по гадальным надписям, обнаруженным на черепашьих панцирях и бараньих, оленьих и бычьих лопатках, так и по текстам более позднего происхождения, найденным на вазах и бронзовых ритуальных сосудах.

На важность сельского хозяйства указывает ряд документов гадательного характера, в которых идет речь об урожае и природных явлениях. Соответствующие должностные лица занимались наблюдением за ходом работ, начиная с пахоты и посева и кончая жатвой. Скотоводство развивалось не только для удовлетворения продовольственных нужд, но и для обеспечения большого числа жертв для церемоний жертвоприношения: происходило заклание баранов, быков и свиней. Иногда также военнопленные приносились в жертву духам предков императорского рода. Сама война занимала немалую часть времени императора и его окружения. Аристократия вела сражения на повозках или верхом на лошадях. Имелись разнообразные рода войск, среди них были и специально предназначенные для участия в парадах и церемониях. Сами военные действия имели свой церемониал. Они разворачивались в соответствии с определенным порядком под аккомпанемент особой музыки.

В числе любимых занятий императора и его приближенных следует назвать также и охоту. Мы располагаем многочисленными гадательными текстами, в которых речь идет об охотничьих походах и особенно о погодных условиях, в которых они должны были проходить.

Область, которой правила Шан-Инь, т.е. территория, где были найдены следы городов, возведенных этой династией, примерно совпадает с территорией неолитических культур «Яншао» и «Луншань», простиравшихся к югу вплоть до нынешней провинции Цзянси и даже до Хунани. В десятке провинций нынешнего Китая в результате археологических раскопок обнаружены свидетельства, позволяющие с достаточной степенью достоверности говорить о существовании династии, которая считалась на Западе мифической еще в начале XX в. Существование многочисленных мест, кланов, семейств, чьи имена сохранили анналы, также было подтверждено. Документы позволяют проследить восхождение клана Цзи, из недр которого выйдет будущая династия Чжоу, также, как и развитие других кланов, имевших отношение к ней. Движение на восток, где земли были определенно богаче, побудит клан Цзи попытаться ниспровергнуть власть Шан-Инь. Мифический предок этого клана — Хоу-цзи (Князь Просо), обожествленный злак. Имя этого божества достаточно говорит об усилиях, предпринимавшихся доя колонизации диких, невозделанных земель долины реки Вэй. Согласно преданию, дата падения клана Шан-Инь — 1122 г. до н.э. Китайцы считают, что новая династия взошла на трон в 1121 г. до н.э.

Последний правитель Шан-Инь, известный под именем Чжоу из рода Инь, по преданию, жил в роскоши и распутстве. Эти излишества привели к утере им Небесного мандата, который был пожалован новой династии в лице царя У-вапа из рода Чжоу. Несомненно, цивилизация Шан-Инь достигла высокой степени утонченности «и изысканности, о чем свидетельствуют превосходные бронзовые изделия и искусные предметы вооружения, найденные в гробницах. В них найдены повозки с упряжью и скелетами лошадей, музыкальные инструменты (колокольчики и литофоны), оружие, а также останки множества людей и животных, которые были принесены в жертву покойному.

Новое царское семейство менее требовательно к убранству своих дворцов, одежде и предметам обихода. Ремесленные искусства в этот период не столь утонченны. Однако основные ритуалы продолжают сохраняться, что подтверждается текстами, появившимися несколько позже. Эти ритуалы, представляющие собой одну из особенностей китайской цивилизации. Они имеют целью не только некое символическое действо, но и реальное поддержание и постоянное восстановление гармонии между Небом и Землей. В качестве Сына Неба царь (ван), а позднее император (Хуанди) — единственный, кто уполномочен проводить эти церемонии, устраиваемые с учетом времени года, ориентацией на стороны света и движение небесных светил. Временам года определены были особые цвета, которые присутствовали в одежде царя. Кроме того, учитывались стороны света, тональность музыки и т.д. Обычно при посредничестве духов предков царь обращается к божествам. Предкам, в память о которых имелась особая погребальная дощечка, громким голосом рассказывают обо всех важных событиях, произошедших в общине.

В начальный период становления новой династии царь, для укрепления своей власти, пожаловал лены отдельным членам своей семьи, а также потомкам предшествующей династии. Каждый из князей, которым был дарован лен, считал своим долгом таким образом перестроить свой город таким образом, чтобы его географические и ритуальные характеристики совпадали с подобными характеристиками царских городов, и могли обеспечивать такую же организацию подчиненного вассалу населения. Во множестве округов возникли маленькие дворы, каждый из которых требовал создания соответствующей свиты для князя, состоящей из прорицателей, летописцев, чиновников, призванных обеспечивать подобающее функционирование власти.

Постепенное увеличение числа княжеств повлекло за собой воспроизведение традиционной модели власти. Такая ситуация не могла не вызвать соперничества и даже случаев оспаривания центральной власти. Эти множащиеся центры власти и учености побуждали стоящих над ними князей или управителей, когда-то получивших от царя право управлять городом и областью, почувствовать себя царями в собственных владениях. Некоторые наиболее значительные из этих центров смогли с течением времени сравняться по престижу и мощи с царской столицей.

Давление «варваров», не испытавших влияния китайской культуры, растущая автономия вассалов и рост числа людей, достаточно образованных для того, чтобы давать им компетентные советы, постепенно привели к ослаблению власти царей Чжоу. Однако эта власть все же продолжала оставаться достаточно сильной на протяжении ряда веков. Последний период правления этой династии — между V и III вв. до н.э. — носит, как мы увидим, красноречивое название эпохи Сражающихся царств.

Но вернемся к истокам династии, к тем временам, когда ее основатель, царь У-вап даровал своему отцу титул царя Вэнь вана, демонстрируя сыновнее почтение. Эти имена, в высшей степени символические, часто брали себе и другие цари — основатели династий. Китайский иероглиф «вэнь» означает достоинства, имеющие отношение к культуре, образованию и цивилизации, тогда как иероглиф «у» — воинские доблести. В отмеченной совокупности областей человеческой деятельности и прославились два первых правителя из этой династии. Другой сын царя Вэнь-вана, ставший опекуном своего племянника царя Чэн-вана, второго подлинного правителя династии, также считается реформатором. Речь идет о Чжоу-гупе, князе второго ранга (гун) Чжоу — его особенно высоко ставил Конфуций, видевший в нем пример мудреца-сановника, который смог противостоять искушению власти.

Эти три фигуры — цари Вэнь-ван и У-ван, а с ними князь Чжоу-гун — заняли в самых ранних китайских литературных и исторических источниках место, подобное тому, которое принадлежало гомеровскими героями в греческой культуре. Надо сказать, что в один и тот же период, между X и VIII в. до н.э., в разных концах Земли были созданы основополагающие тексты, призванные сыграть схожие роли в истории обеих цивилизаций.

Несмотря на положительную репутацию, которой пользовались основатели династии Чжоу, не вызывает сомнений тот факт, что ее приход к власти сопровождался некоторой утратой былой утонченности. Так, упадок ремесленного искусства — о чем наглядным образом свидетельствует разница в формах и стиле бронзовых изделий данной и предшествующей эпох, — а также явное обеднение изобразительных мотивов происходят одновременно с заметным уменьшением числа жертв, в частности, человеческих, приносившихся в ходе погребальных церемоний. Подобная эволюция дополнялась суровым осуждением излишеств и разврата последнего представителя династии Шан-Инь.

2 3

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Китай с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «История Китая»

  1. Уведомление: Правление династий Чжоу и Цинь | 2rin.ru - Турин.ру

  2. Уведомление: Расцвет династии Тан | 2rin.ru - Турин.ру

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Капча загружается...