Правление династий Чжоу и Цинь

Правление династий Чжоу и Цинь

На протяжении первых веков существования династии Чжоу ее столица находилась в провинции Шэньси. В 771 г. до н.э. произошло внезапное вторжение «варваров», которому содействовал мятеж вассальных князей. В результате была захвачена столица. Царь Пин-ваив 770 г. до н.э. определил новую столицу — город Лои, нынешний Лоян, находящийся в провинции Хэнань.

В первой китайской исторической хронике упоминается о событиях, произошедших при дворе Чжоу, а также в различных княжествах между 722 г. до н.э. и первой четвертью V в. до н.э. Поэтому эпоха, события которой изложены в этих анналах, называется эпохой Весен и осеней (значение «анналы» в китайском языке передавалось выражением «весны—осени»). В рамки этой эпохи укладывается так называемый период Гегемонов. В течение него, между 685 и 591 г. до н.э., ряд князей — их число определяют равным пяти для соответствия символической классификационной системе, в которой числу «пять» отведена важная роль (так, говорят о пяти элементах или стихиях, пяти сторонах света, пяти музыкальных нотах, пяти цветах и т.д.), — со временем заставили Сына Неба признать себя «защитником трона» — выражение, которое синологи переводят словом «гегемоны».

Постепенное ослабление фигуры Сына Неба в политическом и военном плане ни в коей мере не лишает его ритуальной и символической роли. Вассалы никогда не забывали о подаренных царем ленами, он является гарантом порядка в мире, и никто не осмеливается нападать на него.

Целесообразно провести сравнение между войнами, которые вели греческие города, и непрерывным военным соперничеством, существовавшим между китайскими княжествами. Эти княжества произошли от городов-крепостей, начавших расти и множиться в эпоху Шан-Инь, и эволюция смысла обозначающего их слова (го), сменившего значение «город» на понятие «княжество», «царство», «страна», сохраняющиеся и в современном языке, ясно указывает на расширение их пределов. В частности, это относится к царству Ципь, простиравшемуся до границ нынешних провинций Шэньси и Гань- су; Цзипь, находившемуся на территории современной Шаньси; Ци— на территории нынешней Шаньдун; и Чу, располагавшемуся на месте современных Хубэй и Хэнань.

Воспроизводя традиционную схему обеспечения власти, эти государства, ритуально и символически подчиненные трону Чжоу, одно за другим завоевывали верховенство в китайском мире. Их соперничество в этот период лишь росло, и каждое государство вставало перед необходимостью изобрести собственные методы обеспечения для себя большей власти. Таким образом, между VI и IV в. до н.э. каждое царство представляло собой плацдарм важных политических, стратегических и экономических реформ.

Политические расчеты предусматривали такой ход дел, чтобы расширение владений каждого вана не приводило к внутриусобной борьбе и противостоянию с верховной властью. Тем более что верховный правитель, Сын Неба, имел самое выгодное положение, ведь обычно приходилось ждать долгие столетия, прежде чем наиболее могущественные ваны отваживались претендовать на символический трон царя. Забота об эффективности управления побуждала ванов утверждать кодексы законов, осуществлять административные и фискальные реформы и пытаться обеспечить себе захват новых богатств. Важно отметить, что многие китайские мыслители внесли свой вклад в совершенствование системы государственного управления. Их интересовало создание административных разграничений, более строгая регламентация, передача в руки государства рудных и лесных ресурсов, замена элиты с наследственными правами назначаемыми чиновниками. Первым среди тех, кто пытался найти средства устранения растущих беспорядков и нестабильности, следует назвать Конфуция (551—479 вв. до н.э.). Некоторые его ученики стояли у истоков важнейших реформ, осуществлявшихся в ряде царств.

Размышления, в основе которых лежали наблюдение и осмысление естественных законов, а также изучение человеческого поведения, привели к появлению очень обстоятельных, выверенных теоретических разработок, которые вошли в учебники по стратегии, написанные в эту эпоху. Здесь необходимо назвать имена Сунь Бинь и Сунь-цзы, к трудам которых обращаются до сих пор, — они представляют собой настоящие руководства по ведению войны, никогда не терявшие своего значения. Следует также сказать о появившихся тогда нововведениях, таких, как создание пехоты в VI в. до н.э., кавалерии в IV в. до н.э., изобретенных в V в. до н.э. арбалете и катапульте.

Наконец, в экономическом плане были предприняты огромные усилия по возделыванию целины, ирригации и возведению береговых укреплений. Были созданы рынки и коммерческие сети, у торговцев-предпринимателей появились крупные состояния — в частности, это было связано с организацией выплавки железа, осуществлявшейся в больших масштабах и требовавшей создания настоящей индустрии. Все это сопровождалось появлением частного ремесленного сословия — в предшествующую эпоху ремесленники напрямую зависели от нужд двора. Наконец, именно в эту эпоху начинают входить в обиход деньги и письменные договоры.

Разделение на три части царства Цзинь, произошедшее в 453 г. до н.э. после ряда войн между несколькими крупными семействами, знаменует, согласно преданию, начало так называемой эпохи Сражающихся (или Воюющих) царств, которая закончится в 222 г. до н.э. захватом царством Цинь всей китайской территории того времени. Это название, кроме того, что прекрасно передает атмосферу времени, указывает еще и на узурпацию власти вассалами, вынудившими Сына Неба дать им свое благословение на получение титула царя (ван), до той поры принадлежавшего лишь верховному правителю из рода Чжоу. Важной особенностью того времени были так называемые странствующие ученые, именно они задумали реформирование государства и предоставили свой опыт и знания многим ванам.

Некоторые царства того времени — те, о которых мы упоминали, и некоторые другие — прибегали к услугам ученых, о богатстве и разнообразии идей которых свидетельствует выражение «Сто школ», указывающее на исключительный интеллектуальный расцвет той мятежной эпохи. Так, царь Сюань — вап (342—324 гг. до н.э.), правивший царством Ци, организовал своего рода университет, куда приезжали для преподавания и проведения дискуссий самые значительные умы. Подлинной заботой мыслителей того времени, если не принимать в расчет софистов (минцзя), только и занимавшихся демонстрацией «барана о трех ушах», была не разработка теорий, являвшихся логическими ребусами, а в первую очередь поиск средств для противостояния дезорганизации и раздорам, которые являлись тогда характерными признаками китайского мира.

Среди всех монархий, обладавших в прошлом наибольшим влиянием в китайском мире, только империя Цинь осуществила самые радикальные преобразования. Идея превосходства государственного закона над родом и званием, давшая название идеологии «законничества» (или «легизма»), позволившей царству Цинь захватить другие китайские царства, привела к коренному пересмотру ценностей и системы функционирования китайского общества. К IV в. до н.э. под влиянием сановника и теоретика государственного устройства Шап Япа империя начала перестраивать государственные структуры таким образом, чтобы они были всецело сориентированы на решение военных и экономических задач. Целью этих преобразований являлось достижение столь совершенного государственного механизма, действовавшего столь эффективно, что ни у одного человека, ни у одной группы людей не нашлось бы средств противостоять ему.

В тот же период два правителя Китая попытались захватить имперский титул. Попытка не удалась, но она еще больше ослабила позиции царя династии Чжоу. В результате развернувшейся тогда беспощадной борьбы, временные победы противоборствующих сторон, множество убийств и грабежей, в 256 г. до н.э., после пятидесяти девяти лет правления, хотя и не очень обременительного, Нань-вана из династии Чжоу, был низложен ваном Цинь. Три прежних густонаселенных царства полностью исчезли, уступив место нескольким более обширным царствам, чье число постепенно уменьшалось (двенадцать, семь, пять…).

Мощная армия, предательства, шпионаж и убийствами, обеспечили царству Цинь (от Цинь происходит слово «Chine») к 222 г. до н.э. владение всеми территориями, относившимися к поверженным поочередно царствам, и возможность создания новой династии, пришедшей на смену династии Чжоу. Именно тогда Чжеп-вап, взошедший на престол царства Цинь в 246 г., присвоил себе титул Августейшего императора [династии] Цинь. Он вошел в историю под именем Ципь Ши-хуанди и положил начало новой династии, которая официально была провозглашена в 221 г. до н.э.

Согласно некоторым историческим источникам, несмотря на обещание сохранить жизнь бывшим противникам, число отрезанных голов, потребовавшихся для полного торжества завоевателей, достигло сотен тысяч. Таким образом, мы имеем здесь дело с жесткой системой государственного управления, настоящим полицейским режимом, который распространился по всей китайской территории того времени. В то же самое время правительство Цинь Ши-хуанди, в первую очередь под влиянием «законника» Ли Сы (ум. в 208 г. до н.э.), некогда соученика Хапь Фэй-цзы, с которым он учился у конфуцианца Сюиь-цзы, предприняло колоссальную работу по унификации законов повседневной жизни граждан. Можно было бы даже говорить о стандартизации — настолько эти регламентирующие меры коснулись всех деталей жизни. От денег до единиц измерения, включая такие детали, как оси повозок и планировка дорог, систематическое разделение территории на округа, уголовные законы и письменность, коммерция и ремесла, одним словом, вся гражданская и военная жизнь (первая строго скопирована со второй) взята на учет. Прежняя аристократия подверглась казням и депортации, репрессии затронули многих торговцев и ремесленников. Надзор был установлен даже за учеными, их работы строго отслеживались. Идеологический запрет не касался лишь официальной идеологии, трудов в области прорицания, сельского хозяйства и медицины. Знаменитый указ 213 г. до н.э. предусматривал смертную казнь для строптивых ученых, а также уничтожение всех текстов, не имеющих четко обозначенной авторизации. Все передвижения по стране строго контролировались системой паспортов и полицейской регистрацией, соответствующие пункты имелись при всех постоялых дворах империи.

Такой процесс реформ имел своей целью установление власти новой династии на десять тысяч лет. Но все бесчинства тоталитарного режима, функционировавшего с помощью организованного шпионажа и доносов, нисколько не облегчали жизнь простых граждан и не устанавливали полного мира на территории империи, уставшей от многочисленных потрясений и переворотов.

При всем при этом следует сказать, что за тот короткий срок, что династия находилась у власти, преобразования предпринятые ею оказали важное влияние на всю историю Китая. Императорский титул сохранялся и продолжал играть свою роль на протяжении более чем двух тысяч лет главным образом потому, что образ монарха соответствовал определенному образу единства китайских областей, единству, которое продолжает считаться неким идеалом вплоть до наших дней. Не следует рассматривать историю Китая как некую череду похожих одна на другую династий в стране, с раз и навсегда установленным государственным строем и неизменными обычаями. Она скорее может представлять некую грандиозную иллюстрацию многократно возобновляющихся попыток привести в гармонию различные влияния, приносимые со всех сторон света, исключительно разнообразные способы жизни, сильно различающиеся географические условия. Усилия по достижению унификации или единства, моделью и архетипом которого остаются преобразования, предпринятые Цинь Ши-хуанди, продолжают являться руководящей идеей для всех китайских правителей. При династии Цинь империя достигла Южно-Китайского моря с городом Наньхаем на побережье, который позднее станет Кантоном (Гуанчжоу). На западе она включила в себя значительную часть нынешних областей Сычуань и Шаньси, так же как и половину Ганьсу, тогда как на севере она вышла за границу нынешнего Пекина (Бэйцзин), называвшегося тогда Цзи, а позднее Янь. Именно Цинь Ши-хуанди начал в грандиозное заселение новых территорий, продолжавшееся вплоть до наших дней, сменявшими друг друга китайскими правительствами.

Начиная с этого периода, т.е. с того времени, как было предпринято расширение китайского пространства уже не за счет присоединения китаизированных царств, а за счет аннексии приграничных областей, населенных (за исключением юга) кочевниками, китайская империя начала сталкиваться с тюрко-монгольскими на севере и затем с тибетскими народами на западе. Первыми крупными врагами для империи являлись сюииу, известные на Западе под именем гуннов, чье объединение произошло одновременно с объединением Китая. Для защиты от них и была возведена Великая стена, при этом частично имело место соединение уже существовавших фрагментов, сооруженных царствами в предшествующую эпоху.

Смерть Цинь Ши-хуанди в 210 г. до н.э., произошедшая в ходе одной из его многочисленных поездок по империи, в течение очень длительного времени скрывалась. Это было свидетельством хрупкости здания, которое держалось, в основном, на исключительной фигуре императора. Он был торжественно похоронен в гробнице, обнаруженной уже в современный период в ходе археологических раскопок. Его преемник Эр Ши-хуапди, молодой человек, неспособный к управлению огромным государством и к тому же имевший весьма плохого советчика в лице первого министра, озабоченного захватом власти, находился во главе империи лишь два года, после чего был доведен до самоубийства в 207 г. до н.э. Тогда казалось, что китайская империя должна была погрузиться в длительное и тяжелое состояние смуты.

От династии Хань до династии Тан

Однажды во времена правления безвольного Эр Ши-хуанди произошло одно важное событие. Под ответственность одного офицера, звали которого Лю Баи, была передана группа осужденных, и так как он был человек тщеславный и к тому же патриот, он не мог равнодушно наблюдать начинающуюся смуту и беспорядки в государстве. Лю Бан решил создать собственную милицию и даже произвести некие изменения в государственном устройстве. Создав из бывших преступников отряд, он торжественно поклялся верности своему делу. Этот человек происходил из семьи мелких землевладельцев, и ему было суждено стать основателем одной из самых знаменитых китайских династий, династии Хань. Не один он взял в руки оружие в те беспокойные времена. Был еще один человек — Сяп Юй, он тоже в те годы взялся за оружие и скоро стал великим противником Лю Бана. Их борьба, вылившаяся в настоящую эпопею, продолжалась пять лет, и под конец ее Лю Бан остался единственным повелителем всей империи Цинь. Новая династия, взявшая себе имя Хань, фактически пришла к власти в 202 г. до н.э., но официально датой ее восшествия на императорский трон считается 206 г. до н.э. Она занимала его в течение четырех веков, с коротким перерывом на тридцать четыре года, и ее престиж был столь велик, что китайцы впоследствии стали называть себя народом хань (ханьжэнь, ханьцзу).

Вновь обретенный мир сопровождался отказом от ряда охранительных мер, которые душили свободу и дух предпринимательства. Так, сельское хозяйство, торговля и ремесло вошли в период своего расцвета. Вновь наполнилась новой энергией интеллектуальная жизнь империи, ученые обратились к изучению и утверждению принципов социальной гармонии, установлению которых так или иначе способствовала власть династии Хань, насаждаемая Лю Баном. Этот грубоватый военачальник, склонный к кутежам, должен был питать определенное отвращение к той сдержанности и пуританству, насаждавшиеся Цинь Ши-хуанди. Новый правитель вновь разрешил свободное хождение ранее преследовавшихся идей, в первую очередь конфуцианских. Лю Бан попытался привести социальную жизнь к некоему равновесию, создать уважение к верховной, государственной власти в рамках семей, кланов и общин на всех уровнях (деревня, район, провинция и т.д.).

Вошедший в историю под своим посмертным именем Гао-цзу (годы правления: 206—195 гг. до н.э.), Лю Бан, который перенес столицу в Чаньань, продемонстрировал очень большую мудрость в государственном управлении. Четыре основных препятствия встали на его пути, угрожая выполнению его задачи по установлению мира на всей территории: это попытки обретения новыми вассалами независимости, нападения «варваров», рост богатства и власти крупных земельных владельцев и, наконец, крестьянские восстания. Первое такое восстание проходило в 209 г. до н.э.

Новый император вынужден заниматься восстановлением княжеств своих вассалов-союзников, помогавших его восхождению на трон, в результате Гао- цзу получил послушных исполнителей, легко перемещаемых, взаимозаменяемых, и не имеющих реальной власти. При этом к ним были приставлены чиновники, которые имели дополнительные полномочия. Большой проблемой для династии продолжали оставаться «варвары» Запада и Севера. Во время правления Гао-цзу была развязана борьба между племенами сюииу и юэчжи давшая некоторую передышку китайскому правительству. Что касается крупных землевладельцев, то в их среде появилась тенденция отказа от дарованных им титулов, которые отныне будут все больше терять свое значение, взамен же этого собственники обретали возможность создавать свои полунезависимые владения. Этому сопутствовала их нежелание повиноваться центральной власти.

Далее следуют одно за другим два царствования. Первое длилось до 180 г. до н.э. В это время на троне была грозная императрица Люй, вдова Гао-цзу, правившая при поддержке людей своего клана, расставленных на ключевых постах. Несколько позднее, с 140 г. до н.э., империя находится под управлением династии — У-ди. Ее славное правление продолжается пятьдесят четыре года до 87 г. до н.э.

Чтобы ослабить власть и влияние нетерпеливой и жадной знати, пытавшейся в 175—155 гг. до н.э. поднимать волнения, У-ди в 127 г. до н.э. издал указ о разделении наследства на равные части между всеми сыновьями в случае смерти землевладельца. В то же самое время он стал обращаться к трудам мыслителей конфуцианской школы, особенно к книгам Дун Чжупгиу, которые помогли императору разработать план по набору чиновников с помощью системы рекомендаций, а позднее экзаменов. Первый экзамен состоялся в 134 г. до н.э. Набор даровитых людей из народа явился вторым средством уменьшения влияния знати. Данная система просуществовала почти столь же долго, что и империя, — она была отменена лишь в 1905 г. Вновь начинали издаваться и изучаться классические тексты, в то время как, с другой стороны, принимались меры по ограничению расширения крупных владений.

В том, что касается территориального расширения империи, которая явно сузилась в период между эпохами Цинь Ши-хуанди и Гао-цзу из династии Хань, то во время правления У-ди Китай вновь возвращает утраченные территории. Империя, продолжая борьбу против сюнну, захватывает весь Южный Китай и расширяет свое влияние вплоть до Вьетнама. Для овладения Великим шелковым путем, посылаются военные экспедиции в Центральную Азию. Этот шаг позволил завязать торговые отношения с Римской империей. У-ди также распространил свое влияние на Северную Корею. Таким образом, Китайская империя со всех сторон открылась для взаимодействия даже с отдаленными частями внешнего мира. Существуют многочисленные свидетельства регулярных контактов китайцев не только со странами «Западного края», но также и с индийскими государствами, парфянами, персами и, как уже говорилось, с римлянами. О последних китайцы были уже достаточно наслышаны, и знали об обширной Римской империи, которую летописцы эпохи Хань называли Да Цинь (Великая Цинь). Римляне именовали китайцев Seres. Слово это родилось от китайского си, шелк. Известно, до какой степени римлянам нравились ткани из шелка; с другой стороны, римские монеты были обнаружены при раскопках в Китае.

Так, империя Хань порой была близка к тому, чтобы охватить всю территорию, которая через семь веков будет во владении династии Тан. Но предпринимавшиеся экспедиции были очень дорогостоящими, и чтобы обеспечить себе приток средств, У-ди должен был прибегнуть к ряду исключительных мер: девальвации денег (переплавка); введению государственной монополии на железо и соль; налогообложению коммерческих прибылей, которые должны были теперь декларироваться в налоговой администрации. Если кто и выиграл от этих мер, так это крупные собственники, увеличившие свои владения, число рабов и слуг. В то же самое время крестьяне, которым верховные правители династии Хань пытались улучшить условия жизни (Гао-цзу был известен тем, что являлся выходцем из крестьян), особенно пострадали, и вновь вспыхнули крестьянские восстания, ослабившие власть династии. Историк Сыма Цяпь подробно пишет об этом историческом периоде.

Другие оазисы Великого шелкового пути были захвачены китайскими армиями во время правления сына У-ди, Чжао-ди (86—74 гг. до н.э.), взошедшего на трон в четырнадцать лет и умершего в двадцать два года. Сюань-ди, сын Чжао-ди, который правил с 73 по 49 гг. до н.э., был последним великим правителем династии ранняя Хань (или Восточная Хань). Его победы над сюнну и цянами, тибетскими народностями, вызывали беспокойство у его советников-конфуцианцев, которые видели в этой непомерной экспансии (непомерной и в плане дороговизны) источник грядущих неприятностей. Многочисленные ученые (например, Лю Сяп, ЦзяИ) написали или издали в тот период важные труды. «Слияние, — писал Рене Груссе, — империализма династии Хань с конфуцианским государством и сформировало Дальний Восток». Вьетнам и Корея испытали в тот период прямое влияние Китая. Япония ощутит китайское

влияние несколько веков спустя. Еще позднее монголы и маньчжуры, став завоевателями, пройдут через процесс китаизации. Отношения же с Тибетом должны были пройти через стадии обороны, союза и позднее захвата.

Первая часть истории династии Хань заканчивается чередой бесцветных императоров, последнему из которых было девять лет, когда его отравили по приказу Baн Мана— племянника вдовствующей императрицы. Он легко сбросил с престола династию Хань и создал свою недолговечную династию (9—25 гг. н.э.). Желая положить конец череде крестьянских восстаний, проходивших по всей стране, Ван-Ман предпринял широкомасштабные реформы. Земля, была объявлена собственностью государства и поделена между крестьянами. Запрещалось иметь частные поместья площадью более 150 га, и число рабов строго ограничивалось семейными потребностями; только государство вправе было иметь большее их число.

1 3

 

Запись опубликована в рубрике Китай с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Капча загружается...