Здоровье и мода в Китае

Здоровье и мода  в Китае

Основной интерес конфуцианства лежит в области организации отношений между людьми — в том, что можно определить, как мораль и политика. Для даосизма самой важной является ткань отношений, существующая между человеком и его природным окружением, то, что можно определить словами «анатомия» и «космология». В этих условиях понятно, что, с одной стороны, удобно было бы являться одновременно даосом и конфуцианцем (даосом такой человек был бы, когда занимался природными феноменами, а конфуцианцем — когда изучал социальное поведение), однако, с другой стороны, очевидно, что развитие медицины, скорее, относится к области поисков, ведомых даосами.

Именно в эпоху Тан (618—907 гг.) два самых обширных трактата по китайской медицине принимают форму, под которой они известны сегодня. Речь идет о «Сувэнь» («Простые вопросы») и «Линшу» («Духовная ось»). Эти два текста составляют «Хуан-ди нэйцзин» («Канон Хуан-ди о внутреннем»). Под этой ссылкой на мифического правителя, который якобы правил с 2697 по 2598 г. до н.э. и которого считает своим святым покровителем эзотерический даосизм, скрывается, говоря словами Клода Ларра и Элизабет Роша де ля Балле, «классический набор знаний, относящихся к акупунктуре, моксе (древний китайский способ прижигания больных участков тела) и, говоря расширительно, ко всей традиционной китайской медицине».

Эта последняя всецело основана на системе «пяти сил инь—ян». В рамках системы соответствий «пять органов» соответствуют «пяти силам» (слово «усин» также переводится как «пять стихий» или «пять элементов»), и в этом деятельном организованном пространстве совершаются изменения, и происходит непрерывная циркуляция тонких витальных волн (ци), сущностей, духов. Как замечают К. Ларр и Э. Роша де ля Балле, «орган, цзан, представляет собой не столько висцеральную массу, сколько движение, некий качественный уровень тонких волн, некую направленность жизни, способ реализовать одну из пяти полярностей, необходимых для конституирования и поддержания существования, один из пяти аспектов, различимых в единстве жизненного движения».

Точно так же, как существуют социальные законы, призванные выявить зримые формы гармоничного функционирования общества, основанного на соблюдении естественных правил, существует и гигиена жизни, призванная способствовать игре и циркуляции тонких витальных волн и сущностей, которые, присутствуя в совокупности космоса, а стало быть, и в человеческом теле, управляют должным развитием человеческой жизни. Таким образом, роль китайской медицины в первую очередь профилактическая, а потом уж лечебная. Речь, прежде всего, идет о сохранении жизненных равновесий для того, чтобы поддерживать пациента в добром здравии. Медицинские учебники описывают эти равновесия и эти потоки, состояние которых определяется, в частности, измерением пульса. Соответствующие рассечения позволяют врачам собрать нужную информацию. Выявленные аномалии определяются в терминах дисфункционирования, относящихся к системе «пяти сил инь—янь», и с ними работают таким образом, чтобы восстановить подорванные равновесия. Примечательно, что даосизм при всем том, что он строго отслеживает соблюдение режимов питания, осуществление сексуальных отношений, выполнение дыхательных упражнений, гимнастики общего плана, не придает этой гигиене жизни собственно религиозного значения, скорее, он относит ее к физиологическому разряду.

Медицина представляет собой одну из ветвей образования, предоставляемого в высших школах столицы, и, как мы уже видели, при дворе существовал медицинский колледж. С другой стороны, на каждом суде присутствовал судебно-медицинский эксперт с целью определения причины смертей, вызывавших подозрение.

Одежда и мода

Эпоха Тан (618—907 гг.) не привнесла никаких заметных отличий в одежду китайцев. О последней известно достаточно много, вплоть до деталей, по рисункам, статуэткам и литературе.

Женщины и мужчины носят платье с очень длинными рукавами, позволяющими демонстрировать такие примечательные эффекты и жестикуляцию, что китайская опера продолжает использовать их вплоть до наших дней. Это платье, длиной до пят, зимой носится на подкладке, а летом — в натуральном виде. У обоих полов оно всегда покрывает штаны.

Женщины

а) Одежда. Единственное отличие между традиционным китайским платьем и кимоно заключается в том, что шерстяной кушак, род пояса-перевязи, у китаянок всегда завязывается спереди, тогда как японки завязывают его сзади. Кроме того, китаянки эпохи Тан часто носят разновидность халата, завязываемого под грудью шелковой лентой. Собираясь к выходу в свет, женщины добавляют к этой одежде еще одно платье, надеваемое поверх, иногда оно прозрачное и позволяет видеть одновременно вышивку нижнего платья и широкое декольте, в последующие эпохи такой стиль уже не будет иметь места. Известно, что сегодняшние платья, называющиеся «традиционными», имеют закрытый воротник, этот стиль восходит к эпохе династии Сун (960— 1279 гг.). Длинная парчовая перевязь завершает «выходной» наряд.

б) Прическа. На картинах всегда представлены пышные и высокие шиньоны, чаще всего простые, но иногда бывают двойные. Часто в них вколот цветок. Шпильки для волос украшены лишь слегка.

в) Макияж. Брови являются важным элементом красоты лица, они часто упоминаются в поэтических произведениях. Их очерчивают и выкрашивают в голубой цвет. Лоб, в принципе, украшается изображением полумесяца, наносимым желтой помадой. Щеки иногда белят, но в любом случае красный цвет на них подчеркнутым образом восстанавливается на уровне скул. На щеки могут наноситься мушки, также они могут украшать лоб и подбородок. Наконец, губы красят красным цветом.

г) Драгоценности. Женщины носят кольца, браслеты, колье и серьги.

В противоположность тому, что будет модно в последующие эпохи, идеальный женский образ эпохи Тан наделен полными формами и округлыми бедрами.

Мужчины

а) Одежда. Мужской костюм, в основном, создают те же люди, что и женский. У мужчин правый отворот платья перекрывает левый, при этом загибаясь. Для выхода из дома мужчины надевают второе платье поверх первого, при этом оказываются видны воротник и края рукавов нижнего платья. Церемониальная форма одежды предусматривает дополнительное шелковое или парчовое платье, надеваемое поверх остальных.

б) Прическа. Мужской шиньон более плотный и более узкий, чем женский. В принципе, по крайней мере, у знатных людей или тех, кто хочет таковыми казаться, он обвязан весьма широкой черной накрахмаленной лентой из газа, края которой свисают или приподняты. Использование шапочки, также из черного накрахмаленного газа, распространено во всех местах и любых обстоятельствах. Мужчина снимает свою шапочку, лишь ложась в постель.

в) Знаки отличия. Регламентация, сколь строгая, столь же и тщательно выверенная, предусматривает для каждого ранга, чина, занимаемой должности соответствующие форму, размер шапочки и украшения на ней, форму и цвет платья, стиль и орнамент церемониального пояса. Число украшений и драгоценных камней, цвета, модели этих различных элементов разрабатываются согласно системе соответствий.

Мужской идеал этой эпохи — это сильный, могучий мужчина, искусный в стрельбе из лука, управлении колесницей и даже в сражении на мечах и в боксе. Он носит очень длинные бороду и усы; его физическая крепость нисколько не мешает ему иметь высокий культурный уровень, обширные литературные познания и прекрасно владеть кистью.

 

Запись опубликована в рубрике Китай с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий на «Здоровье и мода в Китае»

  1. Галя говорит:

    Спасибо, благодарю за материал!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Капча загружается...